X

Как сделать котел на отработке — простые инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы

Приветствую. Сегодня вы узнаете, что такое котел на отработке и как его сделать из ненужного металлолома. В своих статьях я неоднократно выкладывал инструкции по сборке экономичных отопительных котлов, но в этот раз речь пойдет о самом недорогом варианте.

Себестоимость самодельных печей на отработанном масле редко превышает тысячу рублей, да и цена топлива для таких агрегатов по-прежнему невысока. Поэтому уверен, что инструкции, предложенные в этой статье, будут полезны многим.

Отработанное моторное масло – пока что еще дешевое топливо

Отработанное моторное масло – пока что еще дешевое топливо

Отработка – недорогое топливо, которое горит не хуже мазута

Самое простое решение - покупается масляная горелка для котла и используется в сочетании с обычной печью

Самое простое решение — покупается масляная горелка для котла и используется в сочетании с обычной печью

Каждый владелец автомобиля, рано или поздно, с сталкивается с необходимостью замены моторного масла. Процедура несложная — старое масло сливается и вместо него заливается новое.

Что делать со старым маслом, которое уже нельзя использовать в качестве смазочных материалов, и которое нельзя просто так слить в грунт? Ситуация осложняется, если вы не просто автолюбитель, а владелец СТО.

Ассортимент недорогих жидкотопливных котлов фабричного производства

Ассортимент недорогих жидкотопливных котлов фабричного производства

Старое моторное масло горит примерно так же интенсивно, как дизельное топливо, но при этом оно не настолько пожароопасное, как бензин. Поэтому не спешите избавляться от отработки, ведь собрав недорогую печь, вы сможете решить вопрос отопления гаража с минимальными тратами.

Простой котёл из отопительного радиатора

Сразу обращу ваше внимание на то, что такие котлы предназначены для эксплуатации в нежилых помещениях, таких как гаражи, мастерские и теплицы.

Отопительное устройство состоит из следующих элементов:

  • Чугунный радиатор — желательно применять батареи не более чем с 5 секциями;
  • Емкость для топлива — герметичный бак с объёмом 10-15 литров;
  • Проходной шаровый кран – предназначен для обеспечения дозированной подачи топлива;
  • Соединительный патрубок, по которому топливо подаётся в камеру сгорания;
  • Завальцованное по внешнему краю металлическое кольцо для установки на нижний патрубок радиатора;
  • Две заглушки на свободные патрубки;
  • Дымоход из трубы диаметром 50 мм или больше (высота не менее 4 метров, считая от патрубка, к которому выполнено подключение).
На схеме показан котел на масле, сделанный из отопительной батареи

На схеме показан котел на масле, сделанный из отопительной батареи

Сборка печи состоит из следующих этапов:

  • Радиатор освобождается от штатных заглушек;
  • Внутренний объём радиатора очищается от донных отложений и с него сливается вся вода;
  • С противоположных сторон вкручивается верхняя и нижняя заглушка;
  • К нижнему открытому патрубку присоединяется завальцованное кольцо;
  • Конструкция устанавливается на термостойкие блоки, для того, чтобы при эксплуатации, не повредить пол;
Крепление дымохода к патрубку радиатора

Крепление дымохода к патрубку радиатора

  • К открытому верхнему патрубку крепится труба дымохода, которая выводится на улицу;

Работа устройства зависит от тяги в дымоходе и в камере сгорания. Поэтому, перед началом эксплуатации, проверьте интенсивность тяги, поднося к отверстию в завальцованном кольце горящую спичку.

Если пламя спички втягивается в топку, агрегат будет работать исправно. Если нормальной тяги нет, то придется позаботиться об установке вентилятора для создания принудительной тяги;

  • Вблизи завальцованного кольца в радиаторе сверлим сквозное отверстие под диаметр топливной трубки;
Топливный бак с самодельной крышкой для заправки маслом

Топливный бак с самодельной крышкой для заправки маслом

  • Бак с топливом устанавливается на уровне верхнего патрубкам или выше, чтобы топливо шло в камеру сгорания самотёком;
Топливная трубка и проходной кран

Топливная трубка и проходной кран

  • В нижней точке бака присоединяем проходной кран и топливную трубку;
Розжиг топлива при помощи горелки

Розжиг топлива при помощи горелки

  • Топливную трубку заводим в специально просверленное отверстие в радиаторе.

Если все этапы сборки выполнены правильно, печь готова и можно приступать к пробному запуску. Для запуска понадобится газовая горелка. Разжигаем горелку и прогреваем камеру сгорания в течении 1-2 минут.

Не выключая горелку, открываем проходной кран, чтобы топливо пошло в камеру сгорания. После того, как отработка начнет гореть, подачу газа к горелке можно перекрыть.

Для того, чтобы потушить огонь в камере сгорания, достаточно перекрыть проходной кран. В итоге, подача топлива прекратится и после того, как отработка в камере перегорит, огонь потухнет.

Средняя температура нагрева радиатора в самой высокой точке

Средняя температура нагрева радиатора в самой высокой точке

В процессе эксплуатации на радиаторе разогреваются в основном первые две секции, так как в их нижней части располагается камера сгорания. В верхней части секции металл в течении первых 10-20 минут эксплуатации, нагревается до +70 °С

Сборка котла из листовой стали

Готовый котел на масле в процессе эксплуатации

Готовый котел на масле в процессе эксплуатации

Эта инструкция чуть сложнее в реализации, чем предыдущая, уже хотя бы потому что придется работать с листовым металлом – резать его, гнуть и варить. Поэтому из инструментов потребуется сварочный аппарат, болгарка для резки металла, мощная дрель или перфоратор с патроном и сверла по металлу.

На схеме изображена печь, о сборке которой можете прочитать далее

На схеме изображена печь, о сборке которой можете прочитать далее

Из материалов потребуется холоднокатаная сталь с толщиной не менее 3,5 мм и металлическая труба с аналогичной толщиной стенок.

Инструкция изготовления котла следующая:

Схема с размерами и количеством деталей

Схема с размерами и количеством деталей

  • Смотрим на чертежи и, в соответствии с размерами и количеством деталей, нарезаем из стального листа необходимое количество заготовок;
Заготовки, нарезанные в соответствии с предложенной схемой

Заготовки, нарезанные в соответствии с предложенной схемой

  • Сразу же проходим краем диска по краям заготовок и убираем неровности, заусеницы и окислы;
Отступ от края на 5,5 см до первого отверстия

Отступ от края на 5,5 см до первого отверстия

  • Строительным дюбелем на поверхности трубы накерниваем метки под 48 сквозных отверстий;

Отверстия намечаем так — с одного края отступаем 25 мм, а с другого края 55 мм. Далее, в каждом вертикальном ряду накерниваем по 6 меток на расстоянии 46 мм друг от друга. Всего по окружности трубы должно получиться 8 вертикальных рядов по 6 меток в каждой.

Обращаю ваше внимание то, что предложенная схема апробирована многими людьми, поэтому рекомендую сверлить отверстия на указанном расстоянии и в указанном количестве.

Горелка с правильным расположением отверстий

Горелка с правильным расположением отверстий

  • По накерненным отметкам сверлим сквозные отверстия с диаметром 8 мм;
Схема расположения трубы-горелки и люка под горловину бака

Схема расположения трубы-горелки и люка под горловину бака

  • На заготовке 350×350 мм размечаем расположение прямоугольной накладки и отверстия под трубу;
Для резки металла по криволинейной траектории рекомендую использовать болгарку с небольшим диаметром отрезного диска

Для резки металла по криволинейной траектории рекомендую использовать болгарку с небольшим диаметром отрезного диска

  • По сделанной разметке нарезаем технологические отверстия;
  • Из листа металла вырезаем прямоугольную пластину со сторонами 150×120 мм;
  • По центру заготовки вырезаем отверстие с диаметром 35 мм;
  • По периметру пластины сверлим сквозные отверстия с диаметром 8 мм;
  • Аналогичные отверстия и в том же расположении сверлим в раннее подготовленной заготовке с размерами 350×350 мм;
Отверстие для заливки топлива будет использоваться и для подачи воздуха, а значит заслонка будет выполнять функцию крышки поддувала

Отверстие для заливки топлива будет использоваться и для подачи воздуха, а значит заслонка будет выполнять функцию крышки поддувала

  • Лючок с заслонкой топливного бака крепится к пластине на болты с гайками в 6 точках;
  • К трубе приваривается пластина с уже установленной заслонкой;
Свариваем камеру сгорания особо тщательно, чтобы в швах не было щелей

Свариваем камеру сгорания особо тщательно, чтобы в швах не было щелей

  • К этой же пластине привариваются боковые стенки с шириной 120 мм;
  • Аналогичным образом свариваем верхний бак, но при этом используем заготовки 620×350 мм;
Перегородка в конструкции верхней камеры предназначена для удержания тепла на пути отработанных газов в дымоход

Перегородка в конструкции верхней камеры предназначена для удержания тепла на пути отработанных газов в дымоход

  • В конструкции верхнего бака приваривается перегородка, как это показано на фото;

Перегородка в верхнем баке напрямую не примыкает к боковым стенкам. За счёт этого зазора пламя, которое будет проходить снизу по трубе в верхний бак, будет разбиваться о стенку и проходить дальше по направлению к дымоходу.

  • Верхний бак, как и нижний, привариваем к трубе, предварительно вырезав под нее отверстия;
  • В верхней части с отступом в 30 мм от перегородки вырезается отверстие с диаметром 100 мм;
  • К краям отверстия приваривается труба, как это показано на сборочной схеме;
Собранный котел с диагональной перемычкой

Собранный котел с диагональной перемычкой

  • От верхнего бака к нижнему, как это показано на фото, приваривается труба, которая будет выполнять функцию диагональной усиливающей перемычки;
  • Тщательно провариваются швы по периметру соединения трубы с баками, чтобы стыки были полностью герметичными;
Опоры и площадки, к котором они будут приварены

Опоры и площадки, к котором они будут приварены

  • Из стального уголка нарезаются 4 стойки длиной не более 50 мм;
  • Для каждой стойки подготавливается квадратная пластинка, которая будет приварена в нижней части;
  • Детали всех четырех стоек собираются воедино;
Приваривая опоры, постарайтесь выровнять их относительно друг друга, чтобы печь при эксплуатации не качалась

Приваривая опоры, постарайтесь выровнять их относительно друг друга, чтобы печь при эксплуатации не качалась

  • Стойки привариваются по углам нижнего бака;
  • Еще раз проверяется герметичность всех швов и на этом печь можно считать готовой.
Сверлим отверстие с запасом, чтобы можно было наклонить трубу и обеспечить сток конденсата в нужном направлении

Сверлим отверстие с запасом, чтобы можно было наклонить трубу и обеспечить сток конденсата в нужном направлении

  • Далее в стене сверлится отверстие с диаметром 110 мм;
Чтобы дымоход не болтался, крепим его хомутами как минимум в 3 местах

Чтобы дымоход не болтался, крепим его хомутами как минимум в 3 местах

Кстати, не забудьте на этом этапе пробить в нижней части колена дымохода несколько отверстий диаметром 3-5 мм. Это будет сток для конденсата, который в холодное время года будет стекать по трубе вниз.

  • В отверстие выводится дымоход;
К монтажу дымохода внутри помещения относимся не менее ответственно, чем снаружи

К монтажу дымохода внутри помещения относимся не менее ответственно, чем снаружи

  • Изнутри дымоход подключается к печи, а снаружи он подымается на 2-3 метра выше проходного отверстия в стене.
На фото видно, как пламя отклоняется под действием тяги

На фото видно, как пламя отклоняется под действием тяги

  • На этом же этапе проверяем тягу зажжённой спичкой, которую подносим к отверстию в горелке.

Розжиг и последующая эксплуатация агрегата выполняются следующим образом:

В узкую горловину бака, масло удобно лить не из ведра, а из канистры

В узкую горловину бака, масло удобно лить не из ведра, а из канистры

  • Открываем заслонку – по совместительству крышку бака;
  • Наливаем в отверстие 50 миллилитров бензина;
  • Зажигаем спичку и бросаем в отверстие;

Бензин моментально загорается и поджигает верхний слой отработки. Чтобы загорелся бензин, а не его пары, поджигаем сразу же после того, как налили бензин, а не ждем, чтобы он испарился внутри бака.

Тяга хорошая, а потому огонь разгорается сразу после розжига

Тяга хорошая, а потому огонь разгорается сразу после розжига

  • Примерно через минуту, в печи будет стабильное пламя.

В среднем печь нагревается до максимальной температуры за 10-15 минут. Для отопления небольшого гаража в течении суток потребуется от 5 до 10 литров отработанного масла. За раз наливайте в бак необходимое количестве отработки, посчитанное исходя из среднего расхода агрегата и временного промежутка, в течении которого вы будете топить.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  1. Сколько стоит собрать буржуйку на отработке своими руками?

Изготовление печи, как в предыдущей инструкции, из покупного металла, обойдется примерно в 1-2 тыс. рублей, при условии, что все необходимые инструменты у вас есть. Цена буржуйки на отработке, собранной умельцами, составляет 4-6 тыс. рублей.

  1. Что лучше – заводской котел или самодельный?

Если не знаете, что выбрать для обогрева гаража, теплицы или других нежилых помещений, учтите такой момент как автономность работы. Большая часть заводских жидкотопливных котлов оборудована системой принудительной подачи воздуха. То есть, тяга хорошая, пока работает вентилятор.

Если помещение не электрифицировано наличие такой системы может стать проблемой. Поэтому, с моей точки зрения самодельная печь не только дешевле, но и неприхотливее, а потому — это лучший вариант.

  1. Как безопасно затопить самодельный котел на отработанном масле?

Применение небольшого количества бензина, как я об этом рассказывал в прошлой инструкции, позволяет разжечь отработку быстро. Но единственно безопасным и комфортным способом розжига является использование газовой горелки.

  1. Какая конфигурация котла эффективнее?

Есть несколько популярных разновидностей котлов. Но, как показывает практика, не важно, какой формы будет камера сгорания — круглой или квадратной, главное — это ее объем и тяга.

Целесообразность конфигурации котла определяется заготовками, которые вы планируете использовать при сборке. Если есть листовой металл, проще собрать квадратную конструкцию. Если есть ненужный баллон, правильно будет собрать котел округлой формы.

  1. Как затушить работающую печь?

Принцип работы котла основан на тяге в дымоходе и на подсосе воздуха из открытой крышки бака. Если нужно экстренно затушить огонь, просто прикройте заслонку и огонь погаснет.

Это правило действует только в том случае, если заслонка сделана правильно и между ней и верхней стенкой бака нет зазоров. Если зазор при закрытой заслонке есть, подсос все равно останется, а значит огонь погаснет только при полном выгорании масла.

  1. Можно ли регулировать интенсивность горения?

Регулировка выполняется путем перекрывания заслонки на топливной горловине. Если нужно, чтобы пламя было меньше, прикройте заслонку наполовину.

  1. Как чистить сажу?

Со временем, в трубе и верхней камере скапливается сажа. Если сажу не чистить, она будет опадать в топливный бак и накапливаться в виде донных отложений.

Чтобы очистить сажу, котел с пустым топливным баком переворачиваем вверх ногами и слегка обстукиваем трубу молотком. Отложения сажи осыпятся в верхнюю камеру и их можно будет вытрусить через отверстие, предусмотренное для подсоединения дымохода.

Этот способ очистки актуален для печей того же типа, как и агрегат, о котором я рассказал во второй инструкции. Для очистки печи, изготовленной из батареи, рекомендую использовать унитазный ерш, который как раз поместится в патрубок радиатора.

  1. Есть ли опасность скопления угарного газа в отапливаемом помещении?

Правильно сделанная буржуйка на отработке безопасна. Но, рекомендую при розжиге топлива примерно первые полчаса держать дверь или форточку в помещении открытой. Дело в том, что все это время печь дымит, и это не дефект — это ее нормальное эксплуатационное состояние.

  1. Отчего зависит экономичность печи?

Котёл будет экономным, если он правильно собран. Для экономичности агрегата могу порекомендовать не делать большим топливный бак. Слишком большой бак является причиной того, что все топливо не успевает выгореть и частично испаряется. Оптимальным объёмом бака является 5-8 литров.

  1. Отработка при горении сильно пенится – что делать?

Делать в этом случае ничего не нужно, и уж точно не стоит паниковать. Часто отработка, купленная в СТО, шипит и пенится при нагревании. Причина проста — работники станций техобслуживания продают отработку, в которую попадает небольшое количество антифриза, вот эта комбинация и пенится.

Чтобы вообще ничего не пенилось, можно покупать очищенную отработку, но тогда рентабельность эксплуатации котла снизится.

Заключение

Теперь вы знаете, как самостоятельно сделать печь, работающую на доступном топливе. В итоге, вы сможете или самостоятельно собрать отопительное оборудование, или принять решение о его покупке.

Остались вопросы по предложенным инструкциям? Спрашивайте о том, что интересует, в комментариях к тексту, и не забудьте посмотреть видео в этой статье.

загрузка...


Поделиться
Советуем прочитать
Котел Скорпион: особенности устройства и основные преимущества Самодельный металлический котел для бани — 3 варианта для домашнего мастера Подключение котла отопления: схемы, материалы, оборудование


Подписывайся на наши новости Вконтакте!




Please leave this field empty.

Задайте вопрос эксперту

Обязательно приложите ФОТОГРАФИЮ проблемы! Чем яснее проблема - тем проще ответить эксперту









Удалить

Удалить

Удалить

Удалить

Добавить файл

Ответ эксперта придет вам на почту. Обычно время ответа от 30 минут до 2 суток

Top